вторник, 22 мая 2018 г.

Светлые стихи Елены Благининой.

из интернета
Пожалуй нет человека, не знающего вот этих стихотворений о маме: 
"Мамин день"
Всё хожу, всё думаю, смотрю:
«Что же я завтра маме подарю?
Может, куклу? Может быть, конфет?»... 
"Вот какая мама!" 
Мама песню напевала,
Одевала дочку,
Одевала-надевала
Белую сорочку...
"Посидим в тишине"
Мама спит, она устала...
Ну, и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
Я уселась и сижу... 

А написала их замечательная  поэтесса, драматург и переводчик Елена Александровна Благинина, 115-летний юбилей которой празднуется 27 мая. Ее светлые, добрые стихи необычайно популярны и читаются детьми. К юбилею поэтессы оформлена тематическая полка в нашей библиотеке.
Странно, вроде бы известная писательница, "детское" творчество которой знакомо всем, а о ней не так уж много написано, по крайней мере в интернете обычные шаблонные факты: где родилась, кем была и когда умерла. У нас в библиотеке только две ее книги со стихами, можно найти еще стихи в разных сборниках, а о ней самой, ее творчестве небольшая статья в книге Кузнецова И. и др. "Детские писатели". 
То, немногое, что нашла на просторах интернета, приведу ниже.
Знакомясь с биографией Елены Александровны, узнаешь, что родилась она в селе Яковлево, Орловской областиРосла простой деревенской девчонкой, которая даже помыслить не могла, что когда-нибудь станет известной детской поэтессой. Отец ее был кассиром, дед – священником, а сама Елена собиралась стать учительницей. Стремление учить детей было столь велико, что она готова была ежедневно проходить семь километров от своего дома в деревне до Курского педагогического института. 
Будучи студенткой, Елена пишет свои первые стихи, которые попадают в курский альманах поэзии. Понимая, что она не сможет оставить писательство, Елена поступает в высший Литературно-художественный институт в Москве. 
В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов прошлого века. Именно тогда на страницах журнала "Мурзилка", где печатались такие известности, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя - Елена Благинина. «Ребята любили и её, и её стихи - замечательные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», - вспоминает литературовед Е. Таратута, работавшая тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями. 
из интернета
Как у нашей дочки
Розовые щёчки.
Как у нашей птички
Тёмные реснички.
Как у нашей крошки
Тёпленькие ножки.
Как у нашей лапки
Ноготки-царапки.

*****
из интернета
Полюбуйтесь-ка, игрушки!
Я, как мама, не люблю
В доме беспорядка.
Одеяло расстелю
Ровненько, да гладко.
На пуховые подушки
Я накину кисею.
Полюбуйтесь-ка, игрушки,
На работу на мою!

*****
Берёзки.
На припёке, на юру
Две берёзки на ветру.
Тянутся друг к дружке,
Точно две подружки.
"Очень скучно на горе,
Очень душно на жаре!
Так и бросились бы вниз!"
Две берёзки обнялись
И одна другой легко
Прошептала на ушко;
"Никуда не побегу,
Потому что не могу!

*****
моя фиалка
На моём окошке.
На моём окошке
Настоящий сад!
Крупные серёжки
Фуксии висят.
Лезет финик узкий-
Листики свежи.
А у пальмы русской
Листья, как ножи.
Вспыхнул угольками
Скромный огонёк,
Весь под волосками
Кактуса пенёк.
Знать, в горшке-то тесно -
Медвежье ушко
Разрослось чудесно,
Пышно, широко.
Прыгают синицы
Под окном моим.
Радуются птицы:
Ведь приятно им
Посмотреть на это
Милое окно,
Где зимою - лето,
Где цветов полно.

*****
из интернета
Одуванчик.
Как прохладно в чаще еловой!
Я цветы в охапке несу...
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?

Ты растёшь на самой опушке,
Ты стоишь на самой жаре.
Над тобой кукуют кукушки,
Соловьи поют на заре.

И гуляет ветер душистый,
И роняет листья в траву...
Одуванчик, цветок пушистый,
Я тебя тихонько сорву.

Я сорву тебя, милый, можно?
И потом отнесу домой.
...Ветер дунул неосторожно -
Облетел одуванчик мой.

Посмотрите, вьюга какая
В середине жаркого дня!
И летят пушинки, сверкая,
На цветы, на траву, на меня...

*****
из интернета
Солнышко.
Как это бывает –
Сама не пойму!
Что солнышко в небе –
То мама в дому.

За облако солнышко
Скроется вдруг –
Всё станет пустым
И печальным вокруг.

Уйдёт хоть ненадолго
Мама моя –
Такой невеселою
Сделаюсь я!

Из облака солнышко
Выйдет опять –
И всё начинает
Чудесно сиять.

Домой возвратится
Родная моя –
И снова весёленькой
Сделаюсь я.

Играю, смеюсь,
Кувыркаюсь, пою…
Люблю я родную
Голубку мою!

*****
мой кот Кеша
Стихи про кота.
Звеpь на совyшкy похожий,
Именyемый Котом,
Hа лаpе сидит в пpихожей,
Окpyжив себя хвостом.
Чеpез щёлочки-пpищypки,
В темноте меpцает он,
Hа его пyшистой шкypке,
Загогyлин миллион.
А на моpде - для кpасы -
Вpастопыp бpовеyсы.
Hи мypлыка и ни мява.
Он так важен потомy,
Что сейчас пpидyт ХОЗЯЕВА,
И начнyт слyжить емy...

*****
из интернета
Черёмуха.
- Черёмуха, черёмуха,
Ты что стоишь бела?
- Для праздника весеннего,
Для Мая расцвела.

- А ты, трава-муравушка,
Что стелешься мягка?
- Для праздника весеннего,
Для майского денька.

- А вы, берёзы тонкие,
Что нынче зелены?
- Для праздника, для праздника!
Для Мая! Для весны!

*****
Шинель.
Почему ты шинель бережёшь? -
Я у папы спросила. -
Почему не порвёшь, не сожжёшь? -
Я у папы спросила.

Ведь она и грязна, и стара,
Приглядись-ка получше,
На спине вон какая дыра,
Приглядись-ка получше!

Потому я её берегу, -
Отвечает мне папа, -
Потому не порву, не сожгу, -
Отвечает мне папа. -

Потому мне она дорога,
Что вот в этой шинели
Мы ходили, дружок, на врага
И его одолели!

*****
из интернета
Мыльные пузыри.
Тихо шепчется с ветлой
Старая берёза.
Ходит по двору с метлой
Дедушка Серёжа.
- Дед Серёжа, посмотри,
Мы пускаем пузыри!
Видишь, в каждом пузыре
По малиновой заре,
По берёзе,
По ветле,
По серёжке,
По метле!
Ты смотри-смотри-смотри,
Полетели пузыри ?
Красный,
Жёлтый,
Голубой...
Выбирай себе любой!

О "взрослом" поэтическом наследии поэтессы можно прочитать в блоге Тины Гай "В поисках мира и душевного покоя": http://sotvori-sebia-sam.ru/blaginina/. 
Детские стихи Елены Благининой можно найти на сайтах: stihi-russkih-poetov.ru,
deti-online.com, Лукошко сказок, Стихомания
из интернета
Предлагаем собрать пазлы картинки из стихотворения "Бабушка забота" Е. Благининой.
 
 
Источники: http://www.calend.ru/person/3081/,
http://sch544.edusite.ru/DswMedia/k110letiyublagininoy.pdf.
https://murzilka.org/izba-chitalnya/stikhi-i-rasskazy/elena-blaginina/

Комментариев нет:

Отправить комментарий